Главная:
История музея
Литература о музее
Минивыставка
О сайте музея
Филиалы
Научному сотруднику
Экспонаты и памятники
Выставки и экспозиции
Программы и конкурсы
Проекты и инновации
Презентации и встречи
Партнеры и меценаты
Клуб "Артиль"
Музейный календарь
Услуги и цены
Архив выставок
Новости культуры
English version



VII АБРАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: "ЧИСТОТА СПАСЕТ МИР"

«… Итоги жизни сами по себе чистые. И земля, и лес, и реки – все хорошо. Чистый человек, который помогает жизни, природе… Не красота, а чистота спасет мир. Красота бывает страшной, опасной, а чистота всегда благодетельна, всегда красива. К чистоте надо вернуться».
Эти слова Федора Абрамова стали эпиграфом к VII Абрамовским чтениям «"Чистота спасет мир": проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения», которые прошли с 29 февраля по 2 марта 2008 г. на родине Федора Абрамова, в пинежской деревне Веркола Архангельской области.
Доклады на конференции были представлены в трех секциях: «Творчество Федора Абрамова», «Краеведение» и «Духовно-нравственное воспитание».

Г.А.Неверович, преподаватель Поморского государственного университета, в своем докладе «Радость как мировосприятие (по произведениям Федора Абрамова) в контексте детской литературы» показала, как сквозь суровую почву повествования о трудной жизни деревни пробиваются ростки «тихой радости».

Активное участие в чтениях приняли пинежские учителя-словесники, которые проводят большую работу по изучению жизни и творчества Федора Абрамова, воспитанию детей на основе высокой духовности его произведений.
Т.В.Кузнецова, преподаватель русского языка и литературы Кушкопальской средней школы, рассказала об абрамовских уроках в 5-11 классах, которые дают возможность детям прикоснуться к «потаенной глубинной красоте» народной культуры, «родной северной говори», «деревянной музыки» Пинежья, учат «жить в ладу с собой, со своей совестью».
Татьяна Владимировна привезла на чтения своих учениц, сообщения которых по глубине и самостоятельности исследования не уступали докладам взрослых.

Десятиклассница В.Стоколос очень тонко раскрыла «светлый, чистый образ матери» в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сестры», ее великую роль как «творца человеческой личности», «опору и хранительницу детства, главное основание семьи».

Ее одноклассница Е.Таборская в своем докладе «Цена сыновнего предательства в повести "Поездка в прошлое"» исследовала проблемы памяти и «исторической ответственности каждого живущего на земле перед прошлым и будущим».

В.Щиплецова и И.Самойлова, старшеклассницы 51 средней школы г.Архангельска, посвятили свой доклад Людмиле Владимировне Крутиковой-Абрамовой, жизнь которой, по их мнению, явила собой «уроки чистоты, добра и правды».

И.Швецова записала и представила на чтениях воспоминания о Федоре Абрамове его современников - веркольцев, архангелогородцев, которые помогли ей узнать писателя как человека, который «умел и посмеяться и поплакать в разных жизненных обстоятельствах».

Выступили на конференции ученицы Подюжской средней школы М.Пестерева и Е.Туманова с рассказом о судьбе среднего брата писателя Василия Александровича Абрамова, который работал в этой школе последние годы жизни.

«Личность Федора Абрамова в "заполярной" переписке» - так называлось выступление В.Ф.Толкачева, которого связывали с писателем дружеские отношения. В письмах Федор Абрамов предстает человеком мужественным, который всеми доступными ему средствами и, прежде всего, словом, боролся со злом и утверждал добро.

Серьезное исследование представила А.В. Ланева, педагог дополнительного образования средней школы №45 г.Петрозаводска. «Тряпичная северная кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры, отражение самобытности и характерных черт создавшего его народа». В докладе прослежены символические, обрядовые корни куклы, уходящие в глубокую древность.

О работе с младшими школьниками на основе произведений детского северного поэта Г.П.Сычевой рассказала О.М.Суханова, преподаватель гимназии №3 г.Архангельска.

Е.Ш.Галимова, профессор филологического факультета Поморского государственного университета, поделилась опытом работы муниципальной общеобразовательной школы №38 г.Архангельска с этнокультурным (русским православным) компонентом.

Л.Н.Квашнина, доцент кафедры социальной работы Поморского государственного университета в своем докладе «Религиозно-нравственное воспитание в образовательном пространстве Архангельского Севера в XVIII-XIX веках» убедительно показала, как «в процессе религиозно-нравственного воспитания формировался опыт духовного самосовершенствования, раскрывались основания духовной жизни человека».

О важной роли житийной литературы в воспитании детей говорила Л.Б.Толкачева: «Духовно-нравственное воспитание открывает ребенку путь познания своей личности через святые человеческие образы - лики подвижников благочестия - и тем самым призывает к совершенству».

Д.М.Журавлев, аспирант философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, поднял в своем докладе такие актуальные проблемы биоэтики как аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, эвтаназия и прокомментировал их с позиции Православной церкви. Он подчеркнул необходимость распространения православных воззрений на эти проблемы среди молодежи, что будет способствовать повышению ее духовно-нравственной культуры.

Проблема «Современное христианство и молодежь» по материалам социологических исследований была рассмотрена в докладе А.И.Климова, кандидата философских наук, доцента кафедры социологии и философии филиала «Севмашвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета г.Северодвинска. Используя данные социологических опросов, автор делает вывод, что резкий рост религиозности населения начала 90-х годов в последнее время сменился стабилизацией. Современная ситуация, по его мнению, характеризуется «фактической исчерпанностью резерва для быстрого дальнейшего роста уровня религиозности населения».

В завершение конференции выступила А.Ю.Полторацкая, кандидат филологических наук, преподаватель Московского государственного университета с докладом «Иосиф Бродский и Николай Рубцов: общие черты в судьбе, мировоззрении и творчестве». Анализируя произведения обоих поэтов, Анастасия Юльевна приходит к выводу, что они «являются наследниками, продолжателями самого яркого русского романтика – М.Ю.Лермонтова, близки ему по мировоззрению и во многом оказались его преемниками».

Организационный комитет

Вход Обратная связь